МАСТЕРСКАЯ М-ЗНАНИЙ: 2013-2014
Фотоальбом: Вручение сертификатов «Юный мастер знаний»
Октябрь 2013 года
В первый месяц в «Мастерской М-знаний» состоялось 8 занятий. Это так мало и, одновременно, так много. Трудно поверить, но за 8 занятий ребята мастерски справились с четырьмя десятками задач, а ещё были ребусы, загадки и пословицы. Было дело, не всё получалось, или не всё сразу получалось. Иногда ребятам было сложно справиться со своими эмоциями, самостоятельно организоваться. Тогда на помощь приходил принцип: «Сделал дело – гуляй смело».
Разнообразные игры, весёлые и серьёзные, помогали ребятам познакомиться, настроиться на работу, или наоборот, расслабиться. В занятиях использовались игры на внимание, запоминание, чувство ритма и «чувство локтя». Игры подбирались таким образом, чтобы наставники смогли понять индивидуальные способности детей, их характерные особенности.
Следует отметить наблюдение В.Ю. Боровкова, который работает с этими детьми не первый год: «На удивление ребята стали более собранными и внимательными. Мне не приходится тратить время и силы на одёргивания, делать много замечаний по поведению. Казалось бы, сама программа физического воспитания сильно не изменилась, но объяснять материал стало легче, его освоение происходит быстрее. Следовательно, вместо сорока движений одного порядка мы делаем 12-15, а это значит, что разнообразие используемых в одном занятии упражнений выросло минимум в 2 раза. Это ощутимо».
«Красной линией» большинства октябрьских занятий была задумана тема «ИМЯ». В значительной степени занятия были посвящены знакомству друг с другом и в чём-то, даже, с самими собой. Параллельно ребята занимались познанием происхождения и древнего смысла своих имён, а также изучением названия Школы единоборств «ДоМо», истории его появления. Начали знакомство с древними легендами о мастерах боевых искусств. Узнали о таких науках как ономастика (наука об именах) и этимология (наука о происхождении слов).
Ноябрь 2013 года
Первые 2 ноябрьских занятия в «Мастерской М-знаний» выпали на осенние каникулы. Думаем, что они должны были хорошо запомниться ребятам.
4 ноября мы знакомились с новым для жителей России праздником – День народного единства. Как говорится: «Всё новое – это хорошо забытое старое». Появился этот праздник в 1649 году, и был приурочен ко дню освобождения Москвы от захватчиков народным ополчением под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в 1612 году. Возродили его в 2005 году. Об этом мы и говорили с ребятами в «Мастерской М-знаний». А ещё анализировали название праздника, думали над его смыслом, обсуждали ключевое слово в названии праздника – «единство»: рассуждали о его значении и подбирали синонимы.
6 ноября мы завершили первичное знакомство с легендами о древнем буддийском монахе — Дамо Бодхидхарма, имя которого когда-то легло в основу названия Школы единоборств «ДоМо». Это было занимательное, интерактивное занятие, где образно-мыслительная деятельность органично сочеталась с двигательными упражнениями и освоением навыков групповой работы.
В ноябре мы начали с ребятами новые темы: «Александр Невский», «Дружба», «Римские цифры». Начали решать задачи «со спичками» и римскими цифрами, разгадывать ребусы и придумывать свои. Начали работу над «Картой времени». Продолжили знакомиться с пословицами и поговорками.
В.Ю. Боровков отмечает следующие положительные изменения в поведении ребят: они стали более собранными, быстрее справляются с заданиями, лучше взаимодействуют друг с другом. Однако серьёзность обсуждаемых тем и сложность многих заданий не мешает им проявлять всё разнообразие эмоций, присущих их возрасту.
Декабрь 2013 года
Декабрьские занятия в «Мастерской М-знаний» проходили в уже привычном для ребят режиме. Следует отметить, что к декабрю ребята хорошо друг с другом познакомились и подружились. Появились любимые игры и упражнения. Все с большим удовольствием разгадывают ребусы разного уровня сложности. Однако не всем пока удаётся придумывать собственные ребусы. Полюбились задачки и упражнения со «спичками», но не все из них оказались ребятам «по зубам».
Некоторым участникам хватает внутренней уверенности в собственных силах и целеустремлённости, чтобы пытаться самостоятельно решить трудные задачи. Другие ребята наоборот, когда что-то не получается, или решение приходит не сразу, отвлекаются на что-нибудь другое, демонстрируя свою незаинтересованность в конечном результате. Но на деле им интересно найти решение, просто пока им страшно, что вдруг у них что-то не получится, ведь тогда они не смогут решить задачу, или выполнить правильно упражнение. Оказывается, не бояться ошибаться, тоже надо учиться, а «не ошибается тот, кто ничего не делает».
В «Мастерской М-знаний» незаметно для себя самих дети учатся учиться. Учатся проявлять разнообразные эмоции, позитивные и негативные, учатся самостоятельно с ними справляться. Учатся играть и общаться друг с другом, учитывая интересы собственные и окружающих. Учатся фантазировать, по-разному выражать свои мысли, эмоции, впечатления – в словах, рисунках, движении.
По мнению В.Ю. Боровкова, всё это благотворно влияет на усидчивость ребят в освоении двигательных премудростей на его занятиях и способствует всестороннему развитию личности каждого ребёнка. Именно поэтому в «Мастерской М-знаний» так много внимания уделяется развитию разнообразных способностей детей, которые составляют индивидуальный, во многом уникальный, потенциал каждого из них, формирующий их настоящие и будущие успехи.
На заключительное занятие 2013 года были приглашены родители детей, занимающихся в «Мастерской М-знаний». Это было завершающее занятие 1-го семестра, где ведущий мастер В.Ю. Боровков провёл для родителей открытый урок, наставники мастерской – Е.Б. Боровкова и Т.В. Пугинская – продемонстрировали игровые формы работы с детьми, направленные на развитие разносторонних способностей детей.
В январе нового года продолжились занятия в «Мастерской М-знаний» по программе В.Ю. Боровкова. В январе психолог-психоаналитик, Е.А. Павлова, провела серию факультативных занятий, направленных на развитие психологических способностей детей младшего и среднего школьного возраста.
Январь 2014 года
«Нам жизнь дана на добрые дела»
Не удивительно то, что 27 января 2014 года занятие в «Мастерской М-знаний» было посвящено Дню снятия блокады Ленинграда. Не удивительно и то, что дети с большим вниманием отнеслись к заданной теме и смогли полностью погрузиться в её атмосферу. Звучание метронома, то размеренно спокойное, то тревожно учащённое, помогло ребятам настроиться на обсуждение серьёзной, и с трудом осознаваемой темы – жизнь людей в осаждённом городе.
Сначала ребята внимательно рассматривали жизненно-важные предметы блокадного времени – кусок хлеба, кусок дерева, коробок спичек и свеча. Вместе думали, о том, какое значение имели эти вещи для тех людей, которые жили в то время. Кто-то вспоминал, что ему рассказывали бабушки и дедушки о себе или близких людях, которым довелось оказаться в Ленинграде в то страшное время. Другие слушали эти простые истории о нелёгких судьбах людей той страшной войны, старались друг друга не перебивать.
Потом под Седьмую Ленинградскую Симфонию Дмитрия Шостаковича все вместе рассматривали чёрно-белые фотографии тех времён и говорили о том, как люди жили тогда: что они делали, чего боялись, о чём мечтали. Сопоставляли «старые» фотографии с современными видами Петербурга. Некоторые ребята обратили внимание на несовпадение знакомых им сегодня названий улиц и площадей с теми, что были на «старых» фотографиях. Ведь после Великой Октябрьской революции улицы нашего города были переименованы. А прежние названия им стали возвращать 70 лет назад – в январе 1944 года. Ещё ребята узнали о том, что 9 августа 1942 года симфония Шостаковича впервые прозвучала в блокадном Ленинграде. Её слушали по радио все жители и воины блокадного города. 90 минут не было ни обстрелов, ни бомбёжек, пока по радио звучали звуки музыки.
Затем читали отрывки из воспоминаний одной из жительниц блокадного Ленинграда, Л.И. Короткевич «Нам жизнь дана». Ей на начало войны было 8 лет. Вместе с мамой и маленькой сестрёнкой она всю блокаду жила в центре города. Знакомство с её детскими воспоминаниями помогло ребятам понять, как тяжело жили дети в то время, при этом они изо всех сил старались помогать взрослым, и продолжали учиться.
В конце занятия мы ещё раз посмотрели на кусок хлеба, кусок дерева, коробок спичек и свечу, и задумались над тем, как одним словом можно назвать все эти предметы… ЖИЗНЬ – именно это слово дружно выбрали ребята. Им всем стало ясно, что без еды, тепла и света, люди не смогли бы выживать в то страшное время, в окружённом врагом городе, где не было тепла и света, а еды на всех не хватало. Домой каждый участник занятия унёс с собой 125 г чёрного хлеба и ленточку Ленинградской Победы.
Давайте все хранить в памяти знание о том, что было в те страшные годы в нашем городе, и помнить о том, что «нам жизнь дана на добрые дела…»!
Февраль 2014 года
В феврале началась вторая сессия в «Мастерской М-знаний».
«Мой дом – моя крепость» — первая тема февральских занятий — стала своеобразным мостиком от январских занятий, направленных на развитие психологических способностей детей. В февральских занятиях больший акцент был сделан на развитие аналитических и познавательных способностей детей.
Основными темами обсуждения стали: «Александр Невский» и «Олимпийские Игры». Вместе с ребятами мы изучали исторические факты из жизни и подвигов Александра Невского, обдумывали особое значение событий той эпохи для нашей страны. Параллельно знакомились с историей и символикой древних и современных Олимпийских Игр, рассуждали об олимпийской идеологии, анализировали результаты участия российских спортсменов в Олимпиадах разных лет, включая зимние Игры в Сочи.
В феврале было много заданий, направленных на развитие воображения и фантазии. Ребята рисовали средневековые крепости, делали иллюстрации к рассказу о Невской битве, придумывали эмблемы детских Олимпийских игр и летней Олимпиады в Санкт-Петербурге (ведь такие игры могут случиться когда-нибудь в будущем).
Полюбились ребятам логические задачки про рыцарей и лжецов – удивительных жителей воображаемого острова. Рыцари – это люди, которые всегда говорят правду. Лжецы – это люди, которые всегда лгут. Незамысловатые, на первый взгляд, вопросы, касающиеся жителей загадочного острова, заставляли надолго задуматься ребят, чтобы, не без помощи взрослых, построить верную цепочку рассуждений и найти правильные и аргументированные решения.
Март 2014 года
На последнем занятии в марте, когда ребята решали логические задачки, и они у них не сразу получались, кто-то в шутку бросил фразу: «Кто решил, дайте списать». Но ответ последовал неожиданно серьёзный: «Смысла нет списывать. Мы здесь не за оценки стараемся. Мы учимся думать, учимся решать задачи». Реакцией остальных было молчаливое согласие, все продолжили работу над задачами. То, что дети сами пришли к такому выводу, свидетельствует о том, что занятия в «Мастерской М-знаний» не прошли даром. Главный урок ребята хорошо усвоили. И это здорово!
Значимой темой марта стало знакомство с биографией и творчеством легендарного японского мастера боевых искусств – Миямото Мусаси. Также ребята исследовали имя мастера, чтобы узнать его значение, внимательно рассматривали иероглифы его имени. Сравнивали различные изображения мастера в рисунках и скульптурах, кино и литературе. Постарались понять, найти объяснение, почему среди многих самураев того времени именно имя этого мастера вошло в историю и стало известным во всём мире. Познакомились с творчеством Миямото Мусаси и его главным трудом – «Книга Пяти колец» – книгой, которая не потеряла своей актуальности в наши дни и пользуется вниманием не только единоборцев, но менеджеров и политиков всего мира. Поняли, что секрет вечности учения мастера – в простоте его советов, знакомство с которыми полезны каждому думающему человеку.
Вот некоторые из них:
«Не допускайте неискренности в мыслях».
«Путь познается в тренировках».
«Различайте приобретение и потерю в мирских делах».
«Замечайте то, что трудно заметить».
«Обращайте внимание даже на пустяки».
«Не делайте ничего бесполезного».
Апрель 2014 года
В апреле воспитанники «Мастерской М-знаний» разбирались в разнообразии современных боевых искусств, таких как каратэ-до, айкидо, джиу-дзицу, дзюдо, бокс и другие. Ребята вникали в смысл названий видов единоборств, обсуждали их технические особенности и отличия друг от друга. Ещё одной познавательной темой месяца стало знакомство с авторскими стилями Школы единоборств «ДоМо», их сравнение друг с другом и стилями других популярных видов боевых искусств. Ребята осознали, что они изучают в Школе единоборств «ДоМо» стиль «ДоМо-контакт», который основан на жёсткой ударной технике рук и ног, включает в себя также скоростные и вращательные движения, прыжковую технику и навыки работы с предметами (палки, нунчаки и другое). Не менее важной темой обсуждения стала система поясов Школы единоборств «ДоМо», которая включает в себя 5 уровней – «белый пояс», «синий пояс», «зелёный пояс», «коричневый пояс» и «чёрный пояс».
Параллельно ребята решали логические задачи, вникали в смысл древних поговорок и пословиц о мастерах и мастерстве, обсуждали притчу мастере-строителе. Познакомились с понятиями физического и психологического времени. Провели интересный эксперимент по сверке своих психологических часов с секундомером, что позволило оценить точность собственной оценки скорости протекания реального времени.
На заключительных занятиях все вместе постарались вспомнить всё, чем занимались и что изучали в течение учебного года, в рамках «осенней сессии» 2013 года и «весенней сессии» 2014 года. Оказалось, что было много интересного.
Многие знания нас ждут впереди!