Дзэн - это понимание самого себя
|
|
Обсудить в ФОРУМЕ |
Дзэн - это понимание самого себя, это практика, непосредственный
опыт, личный опыт постижения своей истинной природы, единой субстанции,
ответ на такие вопросы как «Кто Я?», «Что есть Я?», «Откуда я пришел, когда
родился и куда уйду, когда умру?», «Какое мое истинное лицо до рождения?», «Что есть жизнь?», «Что есть смерть?», «Что есть самая чистая и ясная вещь?»… Не ответ в виде интеллектуального обоснования, но ответ, исходящий из внутреннего переживания, постижения.
|
Пример: возьмем яблоко, вы слышите слово «яблоко», каждый представит свое
яблоко, но есть и метафорические яблоки - яблоко раздора, яблоко Евы, молодильные яблоки и т.д., и их может кто-нибудь представить, все зависит от жизненного опыта. Но это был прошлый опыт, и он не соответствует моменту здесь и сейчас. Но мы с вами находимся в здесь и сейчас из момента в момент, во всяком случае, телесно. Мысли же наши частенько убегают то назад в прошлый опыт, то вперёд, предсказывая будущее, и при этом мы теряем настоящее. Я расписываю вам, какое это вкусное яблоко, какой у него восхитительный аромат, но вы, кроме возникающего желания попробовать, ничего не постигнете. Только взяв его в руки, вы пробуете его на ощупь, вы можете вдохнуть его аромат (если нос не заложен), вы видите его форму и цвет, и, наконец, вы откусываете кусочек и постигаете вкус. Тогда, если ваши мысли не уносили вас куда-либо, вы постигаете яблоко на 100%. На описаниях хорошо играет реклама.
|
Таким же образом мы можем постигнуть свою истинную природу, единую
субстанцию, постигнуть жизнь, истину и путь, обрести свободу от жизни и
смерти и от страданий. Опыт такого непосредственного, всеобъемлющего
постижения получил Будда и передал его своим ученикам. Те, в свою очередь,
передавали дальше. Учение было сохранено в сутрах – это и есть Буддизм. Но
Дзэн - это ТО, что не передается словами, но постигается лично, и передается
от Ума к Уму без посредства слов.
|
Среди последователей Будды было множество великих учителей. Из них
ярко выделяются (в контексте боевых искусств) Такуан («Письма мастера Дзэн
мастеру фехтования»), который, по некоторым версиям, был наставником Миямото
Мусаси, и основатель Шаолиня – Бодхидхарма, он же первый патриарх Дзэн-буддизма в Китае (28 – в Индии) и родоначальник боевых искусств Шаолиня
Не являясь сам единоборцем, он дал монахам правильную форму практики ума и
тела. Для тела – это правильная геометрия и построение движения,
структура. Форма несет в себе содержание – информацию (в форме). Правильная
форма содержит в себе все формы (движение еко-гири – если геометрия и
последовательность правильны, и вас не напрягает желание, то движение будет
максимально эффективно, т.е., если вы просто правильно построите движение
соответственно ситуации, не движимы желанием).
|
Для ума – правильной формой является ясный ум, ум до мышления,
незнающий ум, ум до названий и слов. Пока мы мыслим, наши умы различны, но
когда наш ум в состоянии до мышления, у нас один ум. Удерживая из момента в
момент ум до мышления мы постигаем правильную функцию, правильную ситуацию
и правильное отношение. Ум до мышления - это зеркальный ум: красное приходит
красным, белое приходит белым, сахар сладкий, соль соленая, приходит весна
и трава растет сама собой. Постижение очевидностей, таковости (сути вещей,
их правильной функции) – узлов сетки смыслов, с чего начинается описание
реальности. Для ума - как это. Для тела - взаимодействие с предметами,
партнерами (спарринг). Для ума - коановые практики, дхармовые бои
(понимание самого себя и жизни, взаимодействия в социуме, доверие себе и
миру). Как сказал Будда: «Тело и ум – не два».
|
Методика работы с телом представлена правильной позицией сидения, хождения, поклонов, пения, дыхательными упражнениями Сон Ю, приема пищи и совместных действий в рамках традиционной медитативной дзэн-практики.
|
Чэ Ичжай, мастер Синъицюань:
«...... Приступающий к учению должен сначала особо изучать одну фигуру. Он
должен изучать и во всякое время практиковать ее. Только усвоив ее
досконально, он может переходить к изучению другой фигуры. Усвойте
безупречно все позы, а потом добивайтесь, чтобы каждая фигура сходилась в
одном жесте, после чего стремитесь к тому, чтобы каждый жест воплощался в
одном движении мысли, и чтобы каждая ваша мысль исходила из пустотности
бытия. Учащийся начинает с пустоты и к пустоте возвращается. Когда
достигаешь этого состояния, то все позы синъи, багуа и тайцзи уже исчезают,
все явления мира оказываются пустыми, и все сущее воспринимается как
хаотически-смешанное состояние Единого круговорота ци. Посему изучение
кулачного искусства состоит не в разучивании фигур, а лишь в достижении
полноты ци и духовной-силы. В каноне кулачного искусства говорится: «Цени
полноту жизненных cвойств и не цени физическую силу, стремись к накоплению
духовности»».
|
|
Николай Трушель
инструктор Школы Единоборств "ДоМо"
|
|